29 лип. 2015 10:00

Останнє оновлення  
22 груд. 2023 12:54
Інтерв'ю
0

92

0

Гройсман: На примере успехов винничан мы смогли повернуть лицом к Виннице центральную власть и министерства

Гройсман: На примере успехов винничан мы смогли повернуть лицом к Виннице центральную власть и министерства

 Интервью с Владимиром Гройсманом 


Гройсман: На примере успехов винничан мы смогли повернуть лицом к Виннице центральную власть и министерства

 Винничане привыкли к комфортным трамваям, чистоте на улицах и в парках, оперативному ремонту дорог и теплотрасс, как, впрочем, и к тому, что город ставят в пример другим. Во многом образцовым он стал благодаря многолетней слаженной работе команды единомышленников, которую принято называть командой Гройсмана. Последний же, будучи главой Верховной Рады, остается винничанином. Не только по месту регистрации… Работу в столице он называет командировкой, а за ситуацией в родном городе постоянно следит. Часть собранной им «команды реформаторов» в 2014 году перебралась в Киев, но спикер парламента не считает, что «тылы оголены», поскольку на месте остаются опытные и профессионально проявившие себя люди во главе с Сергеем Моргуновым, которые являются соавторами «Винницких реформ» и в компетенции которых он не сомневается. Плюс, курс, которым движется город, остается неизменным.

— Владимир Борисович, благодаря Вам и Петру Порошенко Винницкая область стала неким «маркерным» регионом. В том числе в плане добровольного объединения громад. Будем откровенны, главы сельсоветов откровенно саботируют это процесс. Многие из них, став старостами, лишатся львиной доли полномочий и ресурсов. Поэтому они негативно настраивают односельчан. И в целом далеко не все села готовы объединяться…

— Я с этим не согласен. Может быть, кто-то и не готов… Перед громадами стоит дилемма — либо село исчезнет через 3-5 или 10 лет, либо будет нормально жить. При втором варианте люди на местах, используя возможности, которые дает государство, проявляют инициативу и создают качественную систему управления громадой. Именно они формируют бюджет, улучшают систему охраны здоровья, образования и начинают развиваться за счет того, что вместо, условно говоря, пяти сельсоветов, где денег хватает только на зарплату аппарата, создают один совет, располагающий доходами, которые позволяют тратить их на объединённую громаду.

Я не понимаю, как можно быть к этому не готовым! Статистика показывает, что за последние годы 700 сел исчезло. И боюсь, что если ничего не менять, то процесс исчезновения будет нарастать в геометрической прогрессии.

— Послушайте, глава сельсовета, контролирующий депутатов, сегодня кроме зарплаты имеет практически неограниченную власть и дополнительные доходы. Как староста он будет получать лишь оклад… Чем не мотив для саботажа?

— То есть, выбор в следующем: либо ты остаешься председателем исчезающего села, в котором люди бедствуют, и, как капитан корабля, ты ведешь его в последний путь, либо становишься лидером состоятельной громады. Сегодня люди нуждаются во власти, которая готова взять на себя ответственность. Если ничего не менять, то в селе относительно хорошо будет житься двух людям. Если изменить, то улучшения почувствуют полторы тысячи, а двое останутся обиженными.

Нас постоянно пытаются обвинить в «принуждении к объединению». Повторюсь, что это процесс добровольный. Никто никого не заставляет. Недавно придумали новый фейк – якобы в новой редакции Конституции предусмотрен «особенный статус Донбасса». Слушайте, да нет такого! Как в действующей Конституции, так и в новом варианте указывается, что Украина является унитарным государством, и только для Крыма предусмотрена автономия.

— Предварительными результатами бюджетной децентрализации довольны?

— Стартовав с 1 января 2015-го, она уже дала прирост поступлений в размере почти 40%. Таким образом, возвращая на места полномочия, мы смогли обеспечить их финансовыми ресурсами. Очевидно, что они должны инвестироваться в улучшение качества жизни, создание новых рабочих мест и строительство инфраструктурных объектов. В принципе, я считаю, что у каждой громады должна быть собственная стратегия развития и понимание того, куда направлять средства. Это могут быть сферы образования, здравоохранения или общественного транспорта. Им решать.

Я 8 лет работал городским главой. Тогда действительно было сложно получить финансовые инструменты, позволяющие увеличить наполнение бюджета. Но хочу отметить, что тот процент прироста, о котором я говорил, — это только начало, первый шаг для развития территориальных громад. Мы идем европейским путем изменения порядка и создания мотиваций для развития территорий. Это означает, что постепенно количество средств и полномочий местных громад будет расти. Естественно, что и ответственность за распределение средств тоже станут нести органы местного самоуправления.

— Это верно, что реформа позволила многим населенным пунктам за первые полгода собрать фактически годичный объем бюджетных поступлений?

— Действительно, факты подобного перевыполнения бюджета не единичны. Но, подчеркну, что нельзя развивать страну и национальную экономику, решать социальные вопросы, если не будет создана соответствующая система местного самоуправления.

Винничане отлично помнят, что меня не раз приглашали в Киев на высокие государственные должности, и я всегда отказывался. Мне всегда хотелось в лучшую сторону изменять Винницу, и чтобы работа нашей команды единомышленников стала для всей Украины примером того, как можно, объединившись с громадой, сообща делать город лучше и комфортней. Но без наведения порядка в системе управления страной и децентрализации, мы будем топтаться на месте, поэтому весной прошлого года я принял решение заняться изменением системы управления на уровне правительства и парламента.

— Откровенно говоря, у децентрализации есть и оборотная сторона медали. Раньше чиновники местного уровня могли разводить руками и говорить, что бессильны, поскольку финансы и полномочия сконцентрированы в столице. Теперь их лишают «зонтика», оставив «под проливным дождем» вопросов граждан…

— К сожалению, плохо, когда собственную безответственность и бездействие власть перекладывает на «центр». Согласен, особенно с 2010-го централизация, и, как следствие, коррупция достигли своего апогея. Выделения денег на любой объект, даже если они заложены в госбюджете, приходилось добиваться крайне сложно, но «дорогу осилит идущий». У меня, как мэра, тоже иногда руки опускались, однако, я шел дальше.

Что касается «зонтика», его не будет. Люди это понимают, поэтому, прежде всего, должны выбирать власть, которая не только красиво говорит, но и умеет работать во благо громады. Горожане могут вспомнить, как мы с Сергеем Моргуновым наладили работу в Виннице. Нам удалось искоренить сумасшедшие злоупотребления с коммунальным имуществом и землей. Раньше при продаже или сдаче в аренду в бюджет поступали копейки, а кто-то получал огромные барыши. Мы провели оценку земли и недвижимости, фактически лишив нечистых на руку дельцов возможности зарабатывать.

Добившись увеличения поступлений в бюджет, мы стали максимально эффективно использовать каждую бюджетную копейку. Горсовет, возглавляемый Сергеем Анатольевичем, закупает многие товары и услуги гораздо дешевле, чем власти в других регионах. По большому счету на примере успехов винничан мы смогли повернуть лицом к Виннице центральную власть и министерства. В какой-то степени нам это удавалось и раньше. Но общенациональные тенденции показывали, что модель жесткой централизации «убивает» громады. Никто не скажет, что мы только надеялись «на Киев». Мы наладили сотрудничество с международными партнерами. В городской бюджет за последнее время нам удалось привлечь 700-800 млн. грн., которые не нужно возвращать.

— В ходе Вашего последнего визита в Одессу глава тамошней ОГА Михаил Саакашвили отметил, что на Винницу следует равняться. С одной стороны — это комплимент, а с другой – посыл, что одесситам нужно помочь…

— Я только могу приветствовать, если положительным опытом винничане смогут поделиться с соседями. Мы с Саакашвили во многих вопросах являемся единомышленниками. И приоритеты у нас зачастую совпадают. Когда единомышленников становится больше – это отлично. Располагая критической массой близких по духу людей, можно изменить страну.

Помню, как весной 2014-го в Кабмине мои слова о децентрализации вызвали недоумение. Причем, даже у коллег-министров. Тогда об этом никто не говорил, а сейчас не только все поняли, что она нужна, но и обсуждают, как ее внедрять. Делиться опытом нужно, но при этом нельзя останавливаться на достигнутом. Город – это живой организм, где после решения одних проблем появляются новые.

— Часть «команды», с которой обустраивали город, Вы так или иначе «забрали» в Киев. Тылы оголили… Это заметно ослабило мэрию?

— Совместно с Сергеем Моргуновым мы разрабатывали «Стратегию «Винница-2020». Она реализуется. Причем, Винница – один из немногих городов в Украине, где стратегия развития города последовательно выполняется. Даже если некоторые решения относятся к разряду непопулярных. Вспомните транспортную реформу. Тогда мы столкнулись с массовыми жалобами. И действительно, на первое время мы ухудшили ситуацию, но взяв обязательства сделать современную систему транспортного обеспечения, мы добились этого. Теперь С. Моргунов занимается следующим этапом – речь идет о внедрении системы электронных билетов.

Я не раз повторял, что Винница всегда будет в моем сердце. Если бы я чувствовал, что переход на другую работу отрицательно скажется на системе управления городом, никогда бы в жизни на это не пошел. Для меня важно, что остался сплоченный коллектив единомышленников, который знает, как и куда нужно двигаться за лидером.

— Имеете в виду Сергея Моргунова?

— Конечно. Я знаю, что он, как и я, переживает за город.

— Будучи в Киеве, постоянно следите за ситуацией в Виннице?

— В обязательном порядке. И то, что многие винничане перешли на работу в столицу, а их места заняли другие люди, то есть, получилось обновление кадров, я тоже считаю позитивом.

— Вы уверяете, что держите руку на пульсе винницких событий. С Сергеем Анатольевичем часто общаетесь по этому поводу?

— Мы постоянно контактируем. Кроме того, что много лет были партнерами по работе, я горжусь нашими дружескими отношениями. Причем, я бы назвал их результатом многих испытаний, которые нам пришлось пройти плечом к плечу.

— Скептики считают, что Саакашвили занимается популизмом, поскольку нельзя изменить ситуацию в рамках одного региона. Хотя Винница доказала, что изменения возможны в рамках одного города. Губернатору Одесщины Вы рассказали, что стало залогом винницкого успеха?

— Знаете, он делает очень важное дело для Украины в целом. Опыт в плане борьбы с коррупцией, изменения системы управления и публичности власти следует перенимать повсеместно. Проблема в том, что во многих местах у чиновников сохранились «советские» подходы. Поменялись только таблички на дверях и аксессуары на столах.

В условиях независимой Украины чиновники стали выстраивать систему независимости от собственного народа, что я считаю недопустимым. Представители власти и народ должны трудиться сообща. В Виннице нам удалось сломать эту систему и показать пример единения. Наши успехи были в следующем – с одной стороны, люди поверили власти, что она может быть честной и открытой, люди сами хотели перемен, и были их движущей силой, а с другой — удалось наладить диалог между властью и винничанами.

Давайте вспомним Винницу образца 2005 года. Разбитые дороги, темные улицы, ветхий общественный транспорт, стихийная торговля с земли… Когда мы с командой меняли ситуацию, то ощущали поддержку винничан. Конечно, параллельно наживали врагов. Но большинство горожан воспринимали перемены положительно и понимали, что Винница превращается в цивилизованный европейский город. Располагая доверием горожан, мы сделали то, что обещали.

— Президент отказался подписывать закон, который в народе прозвали «доллар по 5,05». Намерена ли коалиция вернуться к теме выплат по валютным кредитам, и каким образом планирует выйти из ситуации?

— Очевидно, что этот вопрос требует урегулирования, но таким образом, чтобы помочь тем, кто требует защиты и не дать спекулировать на теме. Я имею в виду людей, взявших в свое время кредиты на десятки квартир или десятки гектаров земли. Мы же понимаем, что сейчас они стараются «прикрыться» теми, кто брал ссуду, потому что не имел, где жить.

Могу заверить, что коалиция работает в этом направлении. В парламенте депутатами зарегистрировано постановление об отмене результатов голосования. Это первый шаг…

— Когда будет готов новый вариант законопроекта?

— Думаю, в сентябре.

— Первые лица ДНР/ЛНР периодически через подконтрольные сайты передают различные обращения главе ВР для внесения правок в Конституцию, в которых указывают свои предложения. Однажды Вы уже публично отвечали главарям «республик»… Ситуация не изменилась. Как Вы относитесь к подобным посылам в Ваш адрес?

— Я не читаю сайты неофициальных организаций. Повторюсь, каждый гражданин имеет право обратиться в конституционную комиссию. Не вижу никаких препятствий для этого у тех, кто находится по другую сторону линии соприкосновения. Что касается минского переговорного процесса, то украинский парламент принял необходимые решения. Кроме того, есть трехсторонняя контактная группа, которая тоже рассматривает все обращения…

— В последнее время многими политологами муссируются слухи, что после местных выборов парламентская коалиция распадется. Как Вы оцениваете вероятность такого поворота событий?

— Не слышал ни от одного из членов коалиции о таких планах или желании. Никто официально или неофициально об этом не заявлял. Лично я слышал от коллег противоположное: «Мы хотим работать вместе».

— Как считаете, что не успели сделать на посту мэра или в чем ошиблись?

— Мне кажется, что это горожане должны дать оценку. Несмотря на то, что мы сделали, работы в городе осталось очень много. Каждый уголок требует заботы, а каждая сфера – пристального внимания.

Что касается меня, я не думал, что досрочно оставлю должность городского главы. Сейчас важно обеспечить изменения на уровне всей страны. Ключевая позиция – децентрализация и возвращение власти людям. Это ключ к успеху Украины, и я буду делать все, чтобы использовать свою должность в качестве инструмента для принятия необходимых для этого законов и внедрения реформ.

Как Украина жила последние 24 года? Советскую систему управления разрушили, новую не создали. Государство постоянно поощряло коррумпированность чиновников, и это привело к ослаблению страны и ее саморазрушению. Нам приходится фактически с нуля создавать практически все государственные институты. Причем на фоне сильнейших экономических вызовов и агрессии Российской Федерации. Децентрализация – это путь к выходу из этого пике.

real-vin.com